Skip Navigation Links
России нужен исламский мир
Российские политики об исламе и мусульманах

Владимир ПЛАТОНОВ, председатель Московской городской Думы.

...мне импонирует ислам отсутствием посредников между человеком и Богом. Там можно обращаться к Аллаху напрямую. Кроме того, мне нравится, что мусульмане не пьют и не курят.

О связях России и мусульманских стран:

...государства исламского мира наши ближайшие соседи. Между Москвой осуществлялись дружеские отношения со столицами других стран. И вот, в продолжение этих традиций, я возглавлял делегацию из Москвы в Иран, Ирак... Еще побывал в Ливане. Очень интересная страна во всех отношениях, там тоже как и у нас многоконфессиональное государство и любопытные традиции. Все делится между тремя религиями и в парламенте, и в правительстве.

Это были посещения дружеских государств. В Иране мы обсуждали вопросы как во время землетрясений мобильно помочь местному населению. В довоенном Ираке говорили, как за счет квот поставлять им системы для очистки воды, канализации. Все нормально, без оглядки на вероисповедание...

И наши связи с исламскими странами дают нам гарантированное спокойствие в обществе. Когда люди, объединенные своими убеждениями, не видят никаких проблем для проживания в крупном мегаполисе - это великолепно. Москва тем и уникальна, что у нас не было компактного расселения, нет гетто, как в других городах мира. У нас задача иного, комфортного проживания, чтобы люди могли не скрывая, достойно исповедовать свою веру.

О количестве мечетей в Москве:

До революции в Москве было две мечети. Они сейчас воссозданы, восстановлены, построены еще несколько храмов для мусульман. Я думаю, что по мере возможности и необходимости Москва никогда не откажет, чтобы появлялись новые мусульманские храмы...

Власти Москвы решительно за то, чтобы последователи ислама не чувствовали себя дискомфортно в этом отношении. Надо - пусть молятся, ведь это наши граждане, наши горожане. И мы за них будем стоять стеной.

Геннадий ЗЮГАНОВ.

...в России нет ни одной области, где среди населения не было бы представителей народов, исповедующих ислам. Поэтому я думаю, что «сильные позиции» тех или иных частей нашей страны не следует выводить из принадлежности основной части их населения...


Уверен, что сильными мы станем только тогда, когда сильной станет вся Россия в целом. У всех у нас - у православных, мусульман, буддистов, представителей иных конфессий - одна общая судьба.

О терроризме:

...надо разделить необходимую борьбу с любыми формами терроризма, в том числе осуществляемого под радикальными исламскими лозунгами, и спекуляцию на этих опасностях, преследующую совсем иные цели. Нагнетание истерии в связи с террористическими актами, как все мы знаем, уже позволило США развернуть агрессивную гегемонистскую кампанию на мировой арене. К сожалению, у нас есть все основания предполагать, что, опираясь на такого рода террористические акции, Америка будет и дальше выстраивать свою глобалистскую политику. Очевидно, что одним из направлений экспансии этих глобалистских сил будут попытки разыграть карту «исламского терроризма» в России. Мы с вами хорошо видели, как, например, трагедия в Беслане тут же стала обыгрываться на Западе в качестве «доказательства» недееспособности всей российской государственности и повода к установлению над нашей страной некой опеки. Тогда как российские власти использовали ее для усиления режима полицейщины в стране.

Об образовании, СМИ и, в частности, о телевидении:

Считаю, что, как и в сфере образования, в информационной области также необходимо уделять внимание всем существующим в стране конфессиям. Хотя здесь, конечно же, тоже возникнет множество сопутствующих проблем. Но их надо решать.

К сожалению, нынешнее состояние того же телевидения делает такую работу практически невозможной. Кроме многочасовых фильмов со сценами насилия, порнографией, маскируемой под эротику, многочисленных передач, втягивающих телезрителей в азартные игры на деньги и пошловатых сериалов наше российское телевидение сегодня не в состоянии предложить стране практически ничего.

Какой у власти режим, таково и телевещание. Это закон нашей эпохи. Чтобы у России появилось телевидение, способное всерьез заниматься такими вопросами, как вера, необходимы кардинальные изменения во властных сферах...

Оскорбление религиозных чувств других (речь идет об определенных телепрограммах. - В. П.), никогда никого не украшало и не облагораживало. Чтобы наши национальные и религиозные чувства уважали окружающие, мы сами должны вести себя так, как хотели бы, чтобы к нам относились другие. Эту простую на словах, но очень сложную для исполнения истину человечество знает уже не одно тысячелетие. Неплохо бы и нам вспомнить о ней.

Эдуард ЛИМОНОВ.

Ислам - важнейшая религия России. Без нее никак не обойтись. Не обойтись без должного уважения к этой религии, без культивирования государством особенных, привилегированных отношений с исламом. Особенно сейчас, когда есть опасность, что будут стравливать и уже стравливают, ислам с Россией. Конечно, этого нельзя допустить, поэтому от правительства, будь оно у нас более ответственным, я думаю, требовалось бы постоянная консультация, возвышение ислама. Постоянно Путин встречается с патриархом, подчеркивает это, почему рядом с ним нет такого же представителя мусульманства? Это в известной степени унижает наших товарищей мусульман и ставит их на положение каких-то второсортных людей, и которых вообще не желают замечать или как минимум замалчивают о них.

Об исламе на основании личного опыта:

...вот я в тюрьме наблюдал, как мусульмане совершают обязательную молитву. Это дисциплинирует. Кстати, в России большие проблемы с алкоголем, а тут - полный запрет.

Это многих привлекает по множеству причин. Помимо идеологии партии, помимо многонациональной идеологии, задолго до того, как это стало модно в России, когда любой - патриот, нужен особый для каждого свод законов. Ислам моложе христианства, у него этот свод законов есть. Существует огромная исламская культура. Я опять-таки ориентируюсь на тюрьму, где видел, насколько выигрывают мусульмане. Они обращаются ежедневно к Богу, у них это как поднятие флага. Они знают, что на данный момент миллионы людей это делают - молятся. Чувство принадлежности к огромной силе, видимо, русские люди и ищут. Они ищут как себя вести, как вставать, что дальше делать...

Об отношениях с исламским миром:

...надо повернуться лицом к Востоку... ...немедленно переориентировать внешнюю политику России. России не надо показывать враждебность к Западу. Но большинство наших интересов, учитывая и 20-миллионный мусульманский потенциал, на Востоке. И это можно было бы использовать в налаживании отношений с исламским миром.

Дмитрий РОГОЗИН.

Ислам - это один из столпов мира, его исповедуют миллионы людей. В ряде стран - это государственная религия, в том числе и в тех регионах мира, где идут активные политические процессы. У нас в стране 20 миллионов мусульман. Они являются политически активной частью нашего общества. Поэтому у политиков не может не быть интереса к исламу.

Ислам сегодня переживает «ренессанс», повышая свою значимость и в духовной сфере, и, что особенно важно, в области международной политики. Причем после атеистической политики коммунистов возрождение интереса к исламу у традиционно исламских народов в ряде регионов сообщило импульс и восстановлению в своих правах христианства...

Если говорить о природе нынешнего интереса политиков к исламу, то, к сожалению, он во многом провоцируется фактором международного терроризма, выступающего под знаменами ислама. Когда с именем Аллаха террористы взрывают самолеты или мирно спящих в своих квартирах людей, это вызывает у простого народа желание разобраться - в каких отношениях находятся ислам и террор. И этот интерес логично перевешивает интерес к нему как к системе духовных ценностей.

Я, впрочем, полагаю, что никакие религиозные и богословские книги не могут быть источником террора. Здесь можно говорить только о том, как сами террористы видят ислам., как они его понимают и какие толкования им ближе. Но чтобы остановить вредоносное влияние превратных толкований и препятствовать их распространению, мы должны понять их природу и определить, кому это политически выгодно - навязывать мусульманам ложные, сектантские представления о ценностях ислама. Безусловно, есть такие силы, которые заинтересованы в политическом противопоставлении и даже столкновении последователей различных конфессий. И наша задача - нейтрализовать эти попытки на этапе замысла.

О личном опыте:

Мне приходилось бывать в мечетях. И не только в России, но и в Палестине, Иране, Пакистане, арабских странах. Что бы ни говорили об исламе, хорошее или плохое, на самой религии это не отразится. Ислам существует независимо от своих недоброжелателей...

Я сам читал Коран в переводе Валерии Пороховой. Считаю, что ее комментарии достаточно содержательны и убедительны... Но в то же время я слышал и много критики по поводу ее комментариев. Ну и как мне к этому относиться? Я полагаю, что это дело богословов определиться в вопросах толкований религиозных книг. Я также против того, чтобы это право присваивали себе политики. Имя Бога нельзя поминать всуе и уж тем более прикрываться им в реализации своих политических идей...

...в стране необходим масштабный и стратегический государственный подход к позиционированию ислама в России. Пока, к сожалению, эта сфера открыта для всевозможных проходимцев, недоучек. Я считаю, что мусульмане России должны почувствовать живой интерес к ним со стороны государства, понимание того, что предметом его ответственности являются, в том числе, и дела религиозные. Особую значимость эта задача приобретает в связи с необходимостью защиты духовного здоровья граждан от бацилл ксенофобии, преподносимых в религиозной упаковке. Власти давно пора озаботиться тем, чтобы у верующих был выработан стойкий иммунитет к агрессии на почве вероисповедания.

Об этнических мусульманах:

Ислам -это предмет веры, а не этногенеза, и потому я отказался бы от термина «этнические мусульмане». Исламскую веру у нас исповедуют представители самых разных народов и этнических групп. Я также не считаю, что религиозные верования должны определять характер той или иной политической активности... ...современная Россия - это гражданское общество, в котором равными правами пользуются все граждане вне зависимости от их этнического либо имущественного происхождения...

Я вижу потенциал мусульман в политической жизни страны в том, чтобы активно способствовать развитию отношений с исламскими странами, привлекать их инвестиции в нашу экономику. Я полагаю, что наши исламские организации могли бы внести свой вклад в мирный процесс на Ближнем Востоке, и вообще повысить значение России в выстраивании отношений между Западом и Востоком в планетарном масштабе. К сожалению, сегодня в исламских общественных организациях в России таких лидеров не густо. Но я уверен, что они появятся. «Капитализация» наших отношений с мусульманским Востоком настолько велика, что на этот спрос очень скоро должно быть дано самое исчерпывающее предложение.

Подготовил Владимир ПЯТНИЦКИЙ
По материалам СМИ и книге Радика Амирова «Беседа об исламе».
islamnews.ru