Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху
RSS-подписка
 
Skip Navigation Links
«Мы не хотим создания параллельной правовой системы». Беседа с секретарем Исламского шариатского совета Великобритании и Ирландии.

Дискуссия о перспективах внедрения в той или иной форме шариатских норм в законодательство западных стран сегодня уже вышла за пределы теории. Глава Англиканской церкви Роуэн Уильямс открыто призывает ввести ряд шариатских норм в британское законодательство. О некоторых изменениях в этом направлении говорится и в преломление к Конституции Евросоюза.
А недавно для студентов юридического факультета шведского Университета Лундса так вообще был подготовлен курс лекций, озаглавленный «Внедрение Шариата в Швеции и ЕС». Со слов университетских правоведов, «настало время отказаться от предрассудков в отношении Шариата», вызываемых «исключительным невежеством обывателей в области исламской религии».
С тех пор, как архиепископ Кентерберийский Р. Уильямс высказался о необходимости внедрения элементов Шариата в британскую законодательную систему в прошлом году, в стране не прекращается бурная полемика на эту тему. Правительству пришлось столкнуться с большой шумихой по этому поводу, успокаивая критиков и убеждая недоверчивое и подчас недовольное мусульманское население, что его традициям есть место в британском обществе.
Далее лорд Николас Филлипс, верховный судья Великобритании, заявил в июле 2008 г., что Шариат может играть свою роль в британской юридической системе, выражая позицию, аналогичную взглядам архиепископа Кентерберийского. Филлипс, главный судья Англии и Уэльса, заявил в одном из своих выступлений перед Лондонским исламским советом, что «стороны конфликтов могут решать, придерживаться ли принципов Шариата или других религиозных норм при урегулировании споров». Опять же, его высказывание вызвало неоднозначную реакцию европейской общественности.
По прошествии года после выступления Уильямса небезынтересно вернуться к этой теме, обратившись к тем, кто вплотную с ней связан. Д-р Сухайб Хасан занимается проблемой шариатских судов в Великобритании уже более 25 лет. В интервью он рассказывает, каков был эффект от комментариев архиепископа Кентерберийского за год, и изменилось ли что-либо в положении британских мусульман.
Д-р Сухайб Хасан с 1988 г. занимает пост секретаря Исламского шариатского совета Великобритании и Ирландии, а с 1996 г. является действующим членом Европейского совета по исследованиям и фетвам (богословско-правовым заключениям) в Дублине. Также он входит в Ассамблею мусульманских юристов США.
Исламский шариатский совет Великобритании и Ирландии работает уже несколько лет, разбирая различные дела мусульман.

- К настоящему моменту в Великобритании насчитывается 12 шариатских судов. Считается, что первое такое учреждение появилось впервые в 1982 г. в Бирмингеме. Какова юрисдикция и роль шариатских советов? И в каких пределах такой совет может рассматривать уголовные дела по Шариату?
Исламский шариатский совет – старейший в Великобритании, в нем разбираются дела не только британских граждан, но и присланные из континентальной Европы. Он представляет все суннитские мазхабы. Более того, мы даже получали на разбирательство дела от шиитов из Ирана. Другие шариатские советы имеют локальный масштаб и расположены в Бирмингеме, Дьюсбери, Манчестере и т. д.
Но мы вообще не занимаемся уголовными делами, только гражданскими спорами, семейно-брачными отношениями, проблемами раздела наследства и другими имущественными конфликтами.
- По британским законам, лица имеют право выбрать свой способ разрешения спора перед третьей стороной, если обе стороны согласны с таким процессом, и если они не нарушают законодательства Великобритании, которое обладает верховенством. Почему тогда британское правительство так переживало по поводу высказываний Роуэна Уильямса в феврале 2008 г. и подчеркивало через премьер-министра, что «в этой стране должен действовать британский закон, основанный на британских ценностях»?
Комментарии Р. Уильямса однозначно касаются внедрения отдельных аспектов Шариата в британскую правовую систему. Он совершенно точно имел в виду лишь некоторые аспекты мусульманского личного права, что вполне нормально и понятно.
Но премьер-министр, видимо, был под впечатлением от негативных образов Шариата в СМИ – отрубание рук ворам, порка пьяниц и т. п., что, кстати, никогда не пропагандировалось мусульманскими учеными этой страны. Кстати, это тот же самый премьер-министр, собиравшийся сделать Лондон столицей исламских банков, которые, очевидно, действуют не иначе как по Шариату.
- Не считаете ли Вы, что после включения Шариата в британскую юридическую систему может возникнуть двойственность законодательства? Какие есть варианты решения этой проблемы?
Во-первых, на некоторых уровнях двойственность закона в Соединенном королевстве как раз и практикуется. В Шотландии есть законы, которые не применяются в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, и наоборот.
Во-вторых, то, чего мы добиваемся, не приведет ни к какой двойственности. Если какие-то аспекты Шариата встраиваются в британскую правовую систему, они становятся частью британского закона. То есть закон остается для всех один.
Например, если закон разрешает установление объема компенсации при разводе по инициативе жены (хул’) или мужа в соответствии с брачным договором, в котором указана стоимость приданого, судья может свободно разрешить эти дела, и никакого юридического конфликта между мусульманами и немусульманами не возникнет в силу того, что у последних отсутствуют такие процедуры (развода).
Исламский сертификат о никяхе (браке) может рассматриваться как брачный контракт, который, как известно, очень уважают в судах Соединенных штатов, в отличие от судов Соединенного королевства.
При надлежащем регулировании и систематизации шариатских советов их постановления о разводе могут рассматриваться как решения судов низшей инстанции в этой стране. Это означает, что такие решения будут законным образом реализованы посредством британской судебной системы. При подобном раскладе наша роль будет комплементарной (дополняющей) по отношению к британским судам, и не превратиться в параллельную правовую систему.

- Многие считают, что если правительство допустит разбор гражданских дел в соответствии с Шариатом, это пойдет на пользу. А на каком основании люди могут не согласиться с применением норм исламского права в конфликтах британских мусульман?
Мусульмане Великобритании больше озабочены необходимостью внедрения исламского семейного права – всего, что связано с браком, разводом, опекой над детьми и наследованием. Другие сферы гражданского права, такие как ответственность и прочее, должны остаться как есть – в юрисдикции обычных британских судов, поскольку здесь нет значительных различий между исламским правом и британскими законами.
Мы не хотим вмешиваться во все сферы правовой системы. Мы просто озабочены теми вопросами, которые не затронуты в современном законодательстве. Учитывая сложность и запутанность многих правовых аспектов, я не вижу особого смысла в вовлечении шариатских советов в таких случаях.
Если же две стороны с готовностью направляют свое дело в исламский шариатский совет, дают свое полное согласие на принятие его постановления, тогда не будет ничего предосудительного, если шариатский суд разберет такое дело, как любой другой посредник.
Недавно в шариатском совете разбиралось одно дело. Когда сторонам предложили подписать соглашение о том, что решение станет для них юридически обязательным, они передумали. Поэтому – пусть решают свое дело в обычном суде, где им это обойдется дороже, и где никто их не спросит, согласны они с решением или нет.
- Многие из тех, кто возражает против применения Шариата в Соединенном королевстве, говорят, что решения исламских судов непрозрачны, не влекут ответственности судей, и что нет никаких стандартов для судей в плане обучения или принятия решений. Не прокомментируете ли Вы этот аргумент и не объясните ли, какие шаги предпринимаете лично Вы или любой другой мусульманский судья в британском шариатском совете в процессе принятия решения по разводу, наследству и т. п.?
Что касается исламских шариатских судов, то мы совершенствуем нашу систему в соответствии с требованиями британского законодательства. Судьи советов являются выпускниками факультетов Шариата из ведущих вузов, таких как «Дар уль-улюм». При этом адвокаты и журналисты, присутствующие на заседании, являются на нем наблюдателями, а не участниками процесса.
К сожалению, это соблюдается не во всех шариатских советах страны, и иногда о таких советах складывается негативное впечатление. Лондонский исламский культурный центр, старейший и наиболее уважаемый религиозный орган в Великобритании, подал инициативу по разъяснению правил унификации представителям остальных исламских советов страны.
Раньше это могло не сработать из-за весьма слабого отклика со стороны некоторых мусульман. Но сейчас у нас инициатива в процессе. Думаю, для всех нас является насущной необходимостью формирование единой позиции в отношении Шариата и унификация судебного процесса.
Конечно, есть люди, для которых это учреждение является машиной для добывания денег. Из рук в руки они получают немалые суммы за выпуск сертификата о браке или разводе. Они, конечно, не рады участвовать в этой инициативе. Поэтому если правительство признает наиболее правильные и добропорядочные из шариатских судов, недобросовестные элементы отпадут сами собой.

- Не считаете ли Вы, что в отношении тех, кто отвергает Шариат в Соединенном Королевстве, ничего о нем не зная, можно применять политику «открытых дверей»? Почему бы не создать программу для немусульман, чтобы они могли посетить шариатские советы в Великобритании и увидеть своими глазами, как и что в них происходит?
С этой целью мы организуем публичные семинары уже на протяжении 4 лет, и рассказываем о следующих вещах:
1. мусульманское личное право;
2. третейский суд в Исламе;
3. развод по Шариату;
4. расторжение брака по иудейским, британским и исламским законам.
По всем четырем темам приглашаются иудейские и христианские богословы. В силу открытости таких мероприятий, ряд немусульманских организаций освещал работу совета в печатных и электронных изданиях. Последняя статья была опубликована 18 ноября 2008 г. под названием «Британия в схватке с Шариатом» в «International Herald Tribune» и «New York Times». Более того, сообщения о семинарах проходили на многих международных каналах.
- Каковы наиболее распространенные виды споров, которыми Вы занимаетесь в рабочее время в совете, и в каких масштабах в настоящее время британские мусульмане готовы иметь дело с шариатскими советами?
Большинство дел касается разводов по инициативе жены или мужа, это составляет 90% нашей работы. С тех пор, как был упорядочен процесс выдачи фетв, мы получаем около сотни запросов в неделю по разным аспектам мусульманского права. Большинство из них касается разводов, опеки над детьми, наследования, а также общих вопросов об Исламе от наших единоверцев и не только.
- И наконец, считаете ли вы, что британские мусульмане станут более изолированными от общества, если будут зависеть только от шариатских судов? Будет ли Шариат препятствием интеграции мусульман в британское общество?
Ваше наблюдение имеет отношение к действительности, и именно поэтому мы не хотим создания параллельной правовой системы. Мы стремимся только покрывать те аспекты Шариата, которые отсутствуют в британском законодательстве, включая юридическую незаконность полигамного брака, официальное признание детей от второй жены, их право на наследство, процесс развода, опека над детьми по Исламу и проч.
Иудейский Бет-дин является хорошим примером. Действующие в Британии много лет, и не вызывающие ни у кого негативной реакции, раввинские суды почти не имеют дела с разводами, зато обширно занимаются финансовыми спорами. Наша позиция противоположна. Поэтому не будет никакой изоляции мусульманского сообщества, пока мусульмане остаются в орбите британской правовой системы и получают адекватный отклик на свои нужды.
По материалам «IslamOnline».
 
Пресс-служба
  

  
   
© Мусульмане Касимова, 2007-2024 г.